Минька (ph_doctor) wrote,
Минька
ph_doctor

Categories:

Предисловие к ненаписанной книге

Я точно знаю. что не буду писать эту книгу. Нет нормальной мотивации. Тем не менее, предисловие, которое повествует, зачем эта книга нужна, написать попробую.


В настоящее время в России мы можем констатировать факт того, что техническое образование у нас умерло. Теперь уже точно перед нами хладный труп, который со дня на день начнёт разлагаться. Нет, ещё есть оптимисты, ещё есть окультных дел мастера, которые рассказывают байки про то, что это не смерть, это летаргический сон, и сейчас мы с вами исполним танец с бубнами, и образование возродится. Ни хера. Забудьте. Техническое образование в Российской Федерации мертво.
20 лет - это одно поколение. И в образовании получилось так, что поколение преподавателей и учёных с развалом СССР ушло, и знаний своих не передало. Фактически, перед нами классическая ситуация, описанная во множестве постапокалиптических книжек и игрушек. В том же Fallout, к примеру, сие было описано превосходно. Случилась катастрофа. Фантасты предполагали, что катастрофой этой будет ядерная война, но для России катастрофой послужил распад СССР и установление клептократии. В ситуации, когда никому не было дела до спасения страны, образование быстро пошло на дно, и более с этого дня не поднялось. 
Что же мы имеем на настоящий момент? Конечно, в РФ функционирует огромное количество разного рода университетов. И они делают вид, что они там чему-то учат, и студенты тоже делают вид, что ни там чему-то учатся. Но давайте начистоту.
Первое - настоящие профессионалы, то есть люди, которые знают и умеют, где они? Что с ними? Огромная часть их уехала за границу, не менее огромная часть ушла из всех учебных заведений и НИИ и занялась собственным выживанием. Когда в 90-е на рынке физик-ядерщик продавал пуховики, это была такая же сюррелиалистическая картина, как лопата, сделанная из титанового стабилизатора ракеты. Сколько таких технарей выжило - отдельный вопрос, но самое главное - они перестали заниматься распространением своих знаний. Какая-то часть преподавателей старой школы осталась, и в настоящий момент они реально доживают свой век. Уже многих своих коллег я похоронил, и остались буквально считанные единицы, которым остались не годы - месяцы.
Так вот, на смену им долгое время не приходил вообще никто. Так, случайные залётные птицы оставались в аспирантуре, чтобы откосить от армии/уйти в декрет, и улетали прочь. Только спустя 15 лет наконец-то люди стали потихоньку задерживаться в преподавании, и то совершенно случайно. Единицы. Грубо говоря, средний возраст преподавателей многих кафедр моего ВУЗа до сих пор составляет более 60 лет. При этом, преподавать стали исключительно те, кто ни дня (я подчеркну - ни дня!) не работал на реальном производстве.
Чему может вас научить мальчик, который до этого только что пять лет отучился, не особо заморачиваясь, получая пятёрки автоматом, а потом остался в аспирантуре косить от армии? Он  может вам пересказать учебник своими словами. Вы думаете, он что-то понял, что-то запомнил из того, что он там прочитал? Хиханьки. Этот гипотетический человек, сферический преподаватель в вакууме, начинает вести два, три, четыре курса. Потом его допускают к лекциям. Поймите правильно, допускают к лекциям не потому, что он специалист, а потому что он отработал три года травлением баек да анекдотов студентам. И он читает лекции. А потом уходят один за другим те самые специалисты, которые что-то ещё понимали, и эти предметы, в которых никто кроме них ни в зуб ногой, дают вести также ему. А потом из тех, кого обучал он, отбирают какую-нибудь девочку, и уже эта девочка начинает вольно пересказывать то, что слышала на лекциях от мальчика. И так - по нарастающей.
При этом никто никогда на производстве не был, и что такое он рассказывает, сам не понимает. И я это вижу. Я вижу специалистов, у которых есть бумаженции с красивыми словами о некоем высшем образовании, которые не понимают даже смысла терминов, которые они произносят, что уж там говорить про технологию.
То есть, тот самый Fallout настал здесь и сейчас - ибо среди выживших не осталось реальных носителей знаний. И как и в Fallout есть некие научные книги, и даже есть люди, которые охотятся за книгами.  За старыми, "довоенными" книгами. Ибо вот парадокс - единственные книги-носители знаний - это старые учебники. Не новые. И чем древнее издательство, тем ценнее учебник. В общем, пора создавать, мать его, "Братство Стали". Я вам говорю как человек имеющий собственную библиотеку технической литературы. Чем свежее учебник, тем он бестолковей и непонятней. Я, как специалист, не могу читать современные учебники вообще. Ибо я вижу, что авторы либо сами не понимают, что пишут, либо гонят по какой-то своей собственной волне, от чего книга превращается в набор пафосных изречений на тему добра и справедливости. Да что там, в последнее время даже в формулах начинают встречаться грубейшие ошибки и опечатки, ибо создатели учебников не знают, верны ли сии формулы. Раньше создатели книг могли вывести каждую формулу сами для каждого случая, исходя из общих законов физики. Сейчас - лишь переписывают имеющиеся.
Образование в России мертво. И чтобы хоть как-то выжить в этом постапокалиптическом мире, в который нас занесло, как Незнаек на Луну, нам нужны новые, правильные учебники. Преподавателей в России до хрена, новые книги выпускаются десятками, а вот образования нет.
Нам нужны полноценные учебники, по которым любой человек выучивший грамоту, мог бы разобраться в вопросе настолько, что мог бы считаться хорошим профессионалом. И у нас таких учебников нет. И вот парадокс - древние (начала 20-го века) книги по техническим дисциплинам начинались с того, что в первых главах подробно объяснялось, как складывать и вычитать, что такое интеграл, и каковы основные физические законы. И только вкратце изложив общий материал от элементарной математики до сопротивления материалов, автор приступал к объяснению главной темы своей книги. Я не шучу, у меня есть такие книги. и по ним реально можно учиться.  Нам нужны новые книги, пока не ушли в могилу те, кто учился у старых мастеров!
Вот только жаль, что никогда я не смогу пересилить себя и написать такую книгу, к примеру, по расчётам дымовых труб. И знания мои уйдут со мной. Я отнюдь не стар, но делиться знаниями и писать книги - это та ещё работка.  И не факт, что она у меня получится. А результат, в любом случае, не оценит никто.
Эх я... А ещё преподаватель, называется. Хотя, может, я нагнетаю?
Tags: Гундёж
Subscribe

  • Очень щекотливый вопрос

    Собственно, как объяснить ребёнку, что учитель - идиот?

  • Щекотливая тема

    Вчера натолкнулся на прекрасное. Уважаемый абонент! Доступ к ресурсу по адресу http://(не буду давать рекламу)/1.html ограничен по решению…

  • Сам погибай...

    Уроки делаем. Через слёзы и сопли. Мама на минуту отвлеклась, ребёнок написал...

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 20 comments

  • Очень щекотливый вопрос

    Собственно, как объяснить ребёнку, что учитель - идиот?

  • Щекотливая тема

    Вчера натолкнулся на прекрасное. Уважаемый абонент! Доступ к ресурсу по адресу http://(не буду давать рекламу)/1.html ограничен по решению…

  • Сам погибай...

    Уроки делаем. Через слёзы и сопли. Мама на минуту отвлеклась, ребёнок написал...